Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала.  «Ключевая роль в школе принадлежит учителю». Поэтому вся работа методической службы школы  сконцентрирована на качественную реализацию основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает все большее значение.

    Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания  и постоянного профессионального роста.

Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу и учебно-воспитательный процесс.

Основные задачи методической работы на 2011-2012 учебный год:

1.Продолжить работу над темой «Личностно – ориентированное обучение – как условие развития творческого потенциала личности учащихся».

2.Обеспечивать эффективность преемственности образовательных программ на разных ступенях образования.

3. Продолжить работу по дальнейшему развитию различных форм обучения и воспитания.

4. Систематизировать работу по обеспечению социально  - психолого-педагогического сопровождения.

5. Совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

6. Создавать условия, способствующие повышению качества образования и воспитания.

7.  Продолжить работу по инновационной форме организации итоговой аттестации в форме ЕГЭ и новой форме.

8. Продолжить работу по использованию новых педагогических технологий.

10. Продолжить выявление и оказание поддержки одаренным детям.

11. Продолжить совершенствование информатизации образовательного процесса.

12. Совершенствовать интеграцию общего и дополнительного образования для полноценного решения учебных и воспитательных задач.

Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой «Повышение  эффективности  образовательного  процесса  через  применение  современных  подходов  к  организации  образовательной    деятельности,  непрерывное  совершенствование  профессионального  уровня  и  педагогического  мастерства  педагогов  ОУ» эта  тема   была  направлена  на  совершенствование   методической  работы   внутри  каждого  МО.

Каждое методическое объединение имеет свою методическую тему и  свой план работы, в соответствии с единой методической темой и целью методической службы школы,  в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.

На заседаниях  МО  изучена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проекты новых образовательных стандартов, новая процедура аттестации педагогических кадров на первую и высшую категории, обсуждались  вопросы  взаимопосещения  уроков, результаты работы с одаренными и способными учащимися, проводились  обзоры  новинок  методической  литературы, заслушивались  отчёты  учителей  по  работе  над  методической  темой. Обсуждаются результаты ВШК, проведенных контрольных срезов, контрольных работ, пробных тестирований в новой форме ГИА   и намечаются пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений, рассматриваются наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.  Проводились   предметные  декады  и    методические  семинары.

Так  например  МО  учителей  начальных  классов акцентировало  свою работу  на  изучении и  реализации ФГОС,  с этой  целью  были  проведены следующие  мероприятия:

1)Теоретические и научно-практические  семинары.

Матвеева Н.П. «Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках и внеучебной деятельности»

Велина О.С. «Блоги в деятельности учителя начальных классов»

2) Мастер – классы

Аболмасова М.А. «Новые стандарты и принцип психолого-педагогической комфортности  на  уроках»

3) Круглый стол

«Адаптация первоклассников к школе»

Творческий отчёт учителей о работе по самообразованию

4) Открытые уроки

Ермакова Л.А. «Формирование личностных УУД на уроках литературы в 1 классе»

Лапотникова Н.Р.«Формирование личностных УУД на уроках математики в 1 классе»

Велина О.С. «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в 1 классе»

Осинцева Н.А. «Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе»)

5) Консультации

Составление и рассмотрение рабочих программ

Согласование УМК

Составление  планов  по  самообразованию

Назначение и функции  классного  руководителя  в современной школе

Создание портфолио учащихся

 

     Все  учителя  начальных классов , кроме  молодых  специалистов прошли  курсы  повышения  квалификации по новым  стандартам.

Проводилась работа  по  подготовке учащихся  к различным  конкурсам  и олимпиадам.

По  сравнению  с прошлым  годом  работа в этом  направлении  проводилась  более  активно: хорошо  вэтом направлении  работали  учителя  Лапотниова  Н.Р., Ермакова  Л.А., Концур  С.В.,  Шурыгина  Н.В.,  Осинцева  Н.А.

     МО  учителей  русского  языка  и  литературы  в  своей  работе  особое  внимание  уделяли  развитию   самостоятельного  мышления  с целью   актулизации  потенциала  школьника  на уроках русского  языка  и литературы. На  МО    рассматривались  и  обсуждались организационные   и  методические  вопросы, отслеживались   результаты   обученности  по  русскому  языку  в 5-8  классах.    В  марте  2012 г  МО  подготовило  расширенное  методическое  совещание для  учителей  Центрального района  по  теме «Г(И)А- 2012: формы ,  методы  и  приёмы    подготовки  выпускников к Государственной (  итоговой )  аттестации., где  учителя  Глущенко  З.П.,  Дождикова Т.В.,  Лешкова Е.А.,  поделились  своим  педагогическим  опытом работы по  подготовке   выпускников  к Г(И)А.

Все учителя МО иностранных языков принимали активное участие в уже ставшей традиционной методической Также в прошедшем учебном году была продолжена работа по пополнению методической копилки учителей иностранного языка, которая включает разработки уроков, внеклассных мероприятий, игровых программ. Эта работа тоже является формой отчета по самообразованию и дальнейшего совершенствования своего методического уровня.

Наиболее яркое событие 2011-2012 учебного года – это участие Копыловой Н.Н. в районном и городском  турах конкурса

«Педагогический дебют». Симонова Е.Б. второй год подряд принимала участие в конкурсе «Презентация к уроку», проводимом издательским домом «Первое сентября». Ее разработка игрового урока «Звездный час»  стала лауреатом конкурса (как и в прошлом году): http://festival.1september.ru/articles/616100/,http://festival.1september.ru/articles/596105/

В 2011-2012 учебном году было продолжено формирование папок с заданиями для развития разных видов речевой деятельности: беспереводного чтения, письма, монолога, диалога, аудирования. Отдельные папки включают задания по грамматике и по подготовке к ЕГЭ. С одной стороны, такие дидактические копилки являются хорошим подспорьем в работе, с другой стороны, они обобщают и пропагандируют передовой опыт учителей ШМО, их работу с новейшими учебными пособиями не только отечественных  издательств. но и таких как Longman, Oxford, Express Publishing и др. В 2010 - 2011 уч. году  была   продолжена работа с Банком  данных цифровых образовательных ресурсов по английскому языку для основной общей и полной средней школы

МО  учителей  английского  языка принимали активное участие в уже ставшей традиционной методической  неделе  иностранного  языка. Также в прошедшем учебном году была продолжена работа по пополнению методической копилки учителей иностранного языка, которая включает разработки уроков, внеклассных мероприятий, игровых программ. Эта работа тоже является формой отчета по самообразованию и дальнейшего совершенствования своего методического уровня.

Педагогический опыт учителей МО истории и обществознания был продемонстрирован в форме открытых уроков:

Иванова Наталья Валерьевна - «Великая французская революция» (7 класс, декабрь)

Шевченко Елена Валентиновна - «Россия: особенности процесса модернизации» (10 класс, февраль)

Также формой демонстрации педагогического опыта являются выступления на педагогических советах: Просвирниной Т.В. – представление методических находок, используемых в работе со старшеклассниками, подготовка выступлений учащихся; Кокаревой Н.А. – представление форм и методов подготовки 11-классников к ЕГЭ. Все педагоги ШМО демонстрируют свой опыт на личных страничках в интернете.

В 2011-2012 учебном году учащиеся приняли участие в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву.

Продолжилось сотрудничество с областным краеведческим музеем. Учащиеся 5-х классов (педагог – Просвирнина Т.В.) подготовили сообщения для учащихся начальной школы о Московской битве в ходе Великой Отечественной войны, приуроченные к юбилею этого события. 10-классники (педагог – Просвирнина Т.В.), в преддверии выборов в Государственную Думу РФ и Президента РФ, провели информационную работу с презентациями по классам,  представляющую процедуру выборов в органы государственной власти в РФ.  В2012 год  юбилейный: 200-летие Отечественной войны и 200-летие Бородинской битвы. Преподаватели МО приняли решение сосредоточить своё внимание в сентябре следующего учебного года на подготовке с учащимися мероприятий, приуроченных  к этой памятной дате.

Личный вклад каждого члена:

Просвирнина Т.В. подготовила победителей школьного этапа олимпиад по праву  – Пантелееву Анастасию (10А класс) и Долгодворова Павла и Худякова Данила (5А класс), участников международной олимпиады УРФО по истории 5 кл., один из которых стал призёром первой лиги. Организовала с учащимися 5классов  информативные выступления для начальной школы, приуроченные юбилею Московской битвы. С учащимися 10а класса подготовила и провела выступления-прерзентации по процедуре  выборов  в Государственную Думу РФ и Президента РФ.  Выступала на традиционной августовской конференции

«Фестиваль методических идей», на педсовете по информатизации  - с темой «Использование блога в работе учителя-предметника. Работала со студентами, подготовила для учащихся 5-х классов интеллектуальную игру «Отечественная война 1812года».

Шевченко Е.В. руководила работой ШМО, повысила квалификационную категорию. 3-е учеников приняли участие в международной олимпиаде УРФО по истории  и 15 – по обществознанию, из них 1 – награждён Дипломом IIстепени высшей лиги и два ученика стали призёрами первой лиги.  В рамках подготовки к школьному педсовету по психологической комфортности учащихся на уроке, давала открытый урок в 10б классе. Работала со студентами, занималась благоустройством кабинета 314, подготовила выпускников 9-х классов к ГИА и выпускников 11-х классов к ЕГЭ.

Кокарева Н.А. – завуч школы - с учащимися 11-х классов  провела практические занятия по процедуре выборов в органы государственной власти, работала со студентами, подготовила выпускников 11-х классов к ЕГЭ.

Иванова Н.В. подготовила большое количество компьютерных презентаций к урокам истории и обществознания для 6-7 классов, 3-е её учеников приняли участие в международной олимпиаде УРФО по обществознанию, один из учащихся стал призёром премьер лиги, занималась подготовкой и оформлением кабинета313, участвовала в школьном конкурсе

«Учитель года», работала со студентами.

В течение 2011-2012 учебного года учителями МО математики и информатики было проведено 8 заседаний МО, где обсуждались и анализировались основные вопросы педагогической деятельности МО.  МО    в 2011-2012  учебном   году   работало  более  активно чем  в 2010 году,  практически  каждый  учитель   продемонстрировал  своё  мастерство  на  открытых  уроках  и  в выступлениях  на  педагогических  советахи  методических  семинарах.

МО   учителей  физической культуры , обЖ и технологии

1.Подготовили учащихся к успешному выступлению на районных и городских Олимпиадах.

2.По итогам учебного года в районной спартакиаде заняли призовое место (в прошлом году было 3 место).

3.Способствовали организации индивидуального подхода к формированию двигательных и творческих  способностей учащихся.

4.Оптимизировали физкультурно-оздоровительный процесс, средствами внеклассных спортивно-массовых мероприятий.

5.Совершенствовали работу по овладению учащимися средних и старших классов навыками самостоятельной работы.

6.Продолжили подготовку судей, инструкторов общественников, помощников судей в проведении соревнований по баскетболу, тестированию, гимнастике, волейболу, «Веселых стартов» с целью привлечения учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

7.Внедрили на уроках ОБЖ, физкультуры и технологии региональный компонент с учётом учебных стандартов

8.На уроках физкультуры повышали уровень функциональной подготовки учащихся с помощью круговой тренировки и «Президентского» тестирования.

9.Организовали и  провели спортивные мероприятия на предметной неделе с целью популяризации физической культуры и здорового образа жизни, формирования потребности к занятиям физической культурой.

10.Каждый учитель в течение учебного года дал открытый урок или мероприятие.

По количеству соревнований, мероприятий, конкурсов для нашего МО, как и в прошлом году, год был насыщенным и ответственным. Под руководством учителей физической культуры, технологии, ОБЖ наши дети приняли участие во всех запланированных районных, школьных и некоторых городских соревнованиях, конкурсах по технологии и

«Зарнице».

Силами учителей было организовано проведение и судейство некоторых  районных соревнований по физической культуре и конкурсов по предмету технология.

Достойно были подготовлены  Недосекиным В.В. и  Никитиным В.Д.  команда «зарничников». На первенстве района и города в военно-патриотической игре «Зарница» они заняли 1 место (район) и 1 место в городе.

Созданы прекрасные условия для проведения районных конкурсов по кулинарному мастерству, где наши ребята занимали только призовые места под руководством Зыряновой Т.А. и Машуковой О.В.

Педагоги МО  учителей естествознания в своей работе показывали свое мастерство, использовали в обучении и воспитании новые технологии.  Методическая работа была направлена на повышение качества обучения, создание комфортной образовательной среды для учащихся и учителей в школе. Основой всей работы являлась педагогика сотрудничества. На МО учителя естественнонаучного цикла делились своими наработками, знакомили коллег с опытом работы учителей-новаторов, обсуждали открытые уроки, приняли активное участи в предметной неделе, знакомились с нормативными и инструктивными документами. Почти все учителя посетили уроки друг у друга, передавая свой полезный опыт и обогащаясь опытом коллег. Большой интерес на заседании вызвал вопрос: «Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках естественно научного цикла» (Маркина Л.М.- учитель физики и Слепова Е.С.-учитель географии). По этому вопросу проводилась педагогическая дискуссия, в которой приняли участие все учителя ШМО  естественнонаучных дисциплин.  Рассматривались вопросы: о проблемах экологического воспитания на уроках естественнонаучного цикла (Жабинская Л.А.-учитель биологии и Возова З.Г.-учитель химии.), использование самостоятельных работ на уроках  физики, химии, биологии и географии. Развитие способностей как слабых, так и сильных учащихся ( Юлдыбаева Г.Г., ) и др..

В течении учебного года учителя естественнонаучного цикла принимали активное участие в работе ШМО, выступали на педсоветах учитель, химии Возова З.Г. по теме: «Педагогическая поддержка учащихся на уроках химии».

Педагоги  МО приняли активное участие в мероприятиях предметной недели. Были  даны открытые уроки (география,Физика. химия); внеклассное занятие по физике, профилактическая беседа по предупреждению венерических заболеваний; представлены презентации по биологии. Главная задача работы кафедры  это повышение качества образования; согласно требованиям федерального компонента государственных программ начального, основного общего  и среднего (полного) образования на основе внедрения современных педагогических технологий. Основательно подходить к подготовке учащихся к предметной неделе.

Учителями естественнонаучного цикла подготовлены учащиеся для участия в школьных, городских, областных олимпиадах. Хочется  отметить, что учителя: физики Маркина Л.М. И и биологии Жабинская Л.А.  добились хороших результатов.

В этом учебном году учителя – предметники стали активнее применять компьютерные технологии на уроках. Использование информационных технологий на занятиях способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности, создаёт новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия более интересными и наглядными, моделировать более сложные процессы

Ежегодно в школе  проводится  конкурс «Учитель  года». Он  призван  обеспечить   реализацию  потребности  педагогов в формировании  индивидуального   стиля  педагогической  деятельности  и возможности  представления  своего  опыта  перед  общественностью, коллегами. Конкурс  показывает  лучшие образцы эффективности  педагогических   технологий, помогает  педагогу осознать   свои сильные стороны, выстроить  траекторию  формирования своего  педагогического  опыта. По  сравнению  с 2011г  активность   участия  возросла . Принимало  участие  в школьном  конкурсе  7  учителей: Осинина  Т.Г.,  Филинова  И.Ф., Андреев  Е.В., Рогов  А.Ю.,  Копылова Н.Н., Иванова Н.В., Ридель Е.Н.

«Учитель года»  проходил   в два тура  под девизом « Учитель живет  до тех пор, пока  он учится,  как только   он перестанет учиться, в нем умирает   учитель». Победителем  конкурса  «Учитель года»  стали  молодые  педагоги учителя Рогов  А.Ю Копылова Н.Н. Они   успешно  выступили,  как на районном  конкурсе  (заняли  1 место), так и на городском  конкурсе «Педагогический  дебют»,  Ридель Е.Н. в районном конкурсе  «Учитель года» заняла  первое место. В концепции «Наша новая школа» много внимания уделяется совершенствованию учительского корпуса, вопросам аттестации учителей и повышению их квалификации, обобщению педагогического опыта. Одна из задач ОУ – создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства учителей, совершенствования их информационной, коммуникативной культуры, компьютерной грамотности, совершенствования диагностической деятельности, умения обобщать и представлять свой опыт.

В прошедшем  учебном году полностью  был  выполнен план  по повышению квалифиации  педагогических  работников  18 педагогов  школы  прошли курсы  через ЧИПКРО,   14 учителя  прошли  модульные курсы  по различным  направлениям   образования. Большим  спросом  среди  учителей  стали  пользоваться  дистанционные  курсы, которые  позволяют без  отрыва  от  основной  работы повысить свой  профессиональный  уровень. Повысилась  активность учителей в публичных  выступлениях  по  обмену  опытом  работы, этому свидетельствуют  их выступления  на  педсоветах,   семинарах .

В этом учебном году учителя – предметники стали активнее применять компьютерные технологии на уроках. Использование информационных технологий на занятиях способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности, создаёт новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия более интересными и наглядными, моделировать более сложные процессы.   Такие  учителя как  Лапотникова  Н.Р.. Ермакова  Л.А.,  Горбачева  Л.Ю., Концур  С.В.,Шурыгина  Н.В., Лоренц  Е.А., Просвирнина  Т.В.,  Симонова  Е.Б., Баранова Н.А., Маркина  Л.М.,  Рогов  А.Ю.. Федорова  С.Ю., Решетников Д.Е.,  Слепова  Е.С., используют  разнообразные  компьютерные  технологии,   позволяющие  повысить   эффективность урока.

Результаты  уровня  качества  обученности  по  предметам  5-11 классы

По  сравнению  с прошлым годом  повысилась  качественная  успеваемость  по русскому  языку на  12% ,   по  математике  на 5%

По  сравнению  с 2010-2011 учебным  годом повысилась  качественная  успеваемость у  учителей:  Лоренц  Е.А.  на  3% по  математике, но  снизилась  качественная  успеваемость по  алгебре на 13 %( 2011г -60%. 2012г – 47%)

Повысилась качественная успеваемость у Барановой Н.А.  по алгебре в 8-х классах на 2 % ( 2011г-45%, 2012г -47%)

Снизилась  Качественная  успеваемость у  Рогожиной  Е.П. по  алгебре  на 2%  ( 2011г-40%,  2012г-38%)

Следует  отметить повысилась  качественная успеваемость  по  сравнению  с прошлым годом у  Дождиковой  Т.В. на 7% ( 2011г.-46%, 2012г-53%),  повысилась  качественная  успеваемость  по литературе  у   Решетникова  Д.Е. на 11%(2011г-47%, 2012г-58%)  и по русскому  языку  на 3%( 2011г-35%. 2012г-38%)

Повысилась качественная успеваемость  у Симоновой  Е.Б. на 19%. Повысилась  Качественная  успеваемость на 8%  у учителя географии  Слеповой  Е.С. На 3% снизилась качественная  успеваемость  по физике  у учителя  Маркиной Л.М.( 35%и 32%-2012г)

Качественная  успеваемость  по  предметам   история и обществознание  на  уровне  прошлого  года.

Анализ результатов 2011-2012 учебного года позволил сформировать рекомендации, которые помогают решить главную задачу: дать возможность учащимся получить знания в том объёме, которые им необходимы. При этом особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, вооружению его необходимыми умениями и навыками. Разумное сочетание разных методических систем позволяет работать эффективно с учениками разного уровня подготовки.

Главными задачами в новом учебном году являются систематизация работы учителей в соответствии с планом методического объединения, систематизация контроля за работой  учителей   с одарёнными  детьми, организация обмена опытом работы в  учителей, организация работы кружков и факультативов.

Анализ работы  Методических  Объединений  показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая,  слаженная работа всех методических  объединений  учителей  педагогического коллектива школы.

Рекомендации:

В 2012-2013 учебном году продолжить работу:

1.По повышению профессионального мастерства преподавательского состава через систему повышения квалификации в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей школы, через организацию работы семинаров, единых методических дней, круглых столов  различных уровней, создание условий для положительной мотивации обобщения актуального педагогического опыта.

2.Активизировать работу по укреплению материально - технической и методической базы всех учебных кабинетов, привести в соответствие с современными требованиями.

3. Более тщательно и конкретно внедрять работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового опыта.

3. Особое внимание уделять совершенствованию форм и методов  орга-низации    урока.

4. Уделять большее внимание работе с учителями, имеющими небольшой педагогический опыт.

5. Готовить к печати материал по темам самообразования, интересным формам и методам работы  учителей.