Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Тип модели внеурочной деятельности – модель дополнительного образования

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации .

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В образовательном плане гимназии направлениями дополнительного образования являются: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно - познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.

   Из концепции воспитательной системы МАОУ СОШ №153 . Основная цель школы: содействие развитию личности как человека культуры, обладающей субъектностью, способной на творчество, духовное саморазвитие и самоопределение, готовой к диалогу и сотрудничеству в мире социума и культуры.

Задачи:

1.выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого субъекта, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;

2.развитие потребности в ценностно-смысловом самоопределении в различных сферах   жизнедеятельности   и   общения;   приобщение   к   системе   культурных

3.ценностей, отражающих богатство культуры своего народа, общечеловеческой культуры;

4.формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их
дальнейшем обогащении;

5.развитие стремления и способности к самоопределению, самопознанию,
самореализации и самоутверждению;

6.формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе и человеке;

7.формирование потребности и готовности вступать в диалог и сотрудничество в мире социума и культуры.

Воспитание направлено на овладение ребенком совокупностью социально-культурных компетенций, которые составляю базовую культуру личности:

-     культура жизненного самоопределения - это осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки;

-     интеллектуальная культура личности - знания и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием;

-     нравственная культура личности - формирование отношения к Родине, к общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической марали, культуры общения, способности к их совершенствованию;

-     гражданская культура личности - формирование уважения к закону и нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социально-политической ответственности, культуры межнациональных отношений;

-     культура труда и экономическая культура личности - формирования
ответственного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков,
экономического сознания и знаний, умений и навыков экономического
взаимодействия;

-     экологическая культура - развитие экологического сознания, ответственного отношения к окружающей среде;

-     эстетическая культура личности - развитие способности к пониманию культуры своего народа и принятия культуры других народов, развитие творческих способностей и формирование потребности в культурных и духовных ценностей;

-     физическая культура личности - формирования ответственного отношения к своему здоровью и потребности к физическому самосовершенствованию.

Данные компоненты культуры составляют содержание модели выпускника школы.

Основные направления деятельности:

1.Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой мышления, способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях. Развитие системы дополнительного образования и досуговой деятельности детей как особой сферы жизни учащихся.

3.Развитие школьного и ученического самоуправления.

4.Приобщение детей к традициям народной отечественной и мировой культуре, через формирование и укрепление лучших школьных воспитательных традиций в социо-культурном пространстве микрорайона и города.

5.Формирование здоровьесберегающей среды и активизация спортивно-массовой работы в школе.

6.Сохранение и развитие системы эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся.

7.Организация социально-психологической и педагогической деятельности по профилактике и коррекции социальной дезадаптации ребенка в социуме.

8.Организация социального взаимодействия семьи и школы по содействию в развитии личности ребенка как человека культуры.

9.Создание условий для повышения квалификации классного руководителя, его
профессионального роста.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Модель внеурочной деятельности базируется на уже накопленном педагогическом опыте. Именно наличие методического и дидактического фундаментов даёт право говорить о формировании в учреждении целостного системного подхода к воспитательному процессу, а на данном этапе и о создании модели.

       Особенностью школы является наличие сети дополнительного образования (ДО) в учреждении. Центру дополнительного образования ОУ восемнадцать лет. ДО в общеобразовательной школе отличает прикладная направленность деятельности, потому что в основе выбора направленности коллективов, программы действий, ожидаемых результатов лежит в первую очередь заказ воспитательной системы школы. На наш взгляд, такая интегративная (сетевая) форма организации деятельности в общеобразовательном учреждении - одна из самых продуктивных и перспективных. Ведь именно в работе коллективов ДО образуются качественные команды лидеров - организаторов УСУ «Ученическое братство», которые формируются не только по принципу принадлежности к классу, а по специфике общей коллективной деятельности, ответственности друг за друга. В ДО существует и возможность выбора деятельности. Научиться сделать выбор – очень важно для личности с социуме. Пусть это пока выбор творчества, но затем эти навыки пригодятся в решении коллективных задач. Цент Дополнительного образования в школе формируется так, чтобы его задачи совпадали с основными направлениями деятельности школы.

          По опыту собственной работы внедрения инновационных педагогических технологий воспитания в условиях общеобразовательной школы, мы можем объективно судить о тех затруднениях, которые встретит на своём пути педагогический и детский коллектив.

Поэтому мы можем говорить о достаточном в ОУ ресурсном обеспечении: кадровые, материально-технические, организация занятий в отжельных учебных аудиториях, не зависимых от режима занятий ОУ.

Принципы организации ВУД в ОУ:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
  • опора на ценности воспитательной системы ОУ;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Апробируется 3 способа организации ВУД:

1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами ДО (70% основной нагрузки);

2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы; экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города. Данная работа включена в план деятельности ученического самоуправления «Ученическое братство» (20 % основной нагрузки).

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (10 % основной нагрузки).

Занятия в коллективах ДО проходит в обычном рабочем режиме согласно Положению об организации воспитательного процесса в ОУ и расписанию работы коллективов ДО. Деятельность ДО строится в соответствии с Программой развития системы ДО.

По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности.   Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. При этом в период перехода на новый норматив подушевого финансирования сводятся к минимуму затраты на выплату заработной платы педагогам.