Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Тип модели внеурочной деятельности – модель дополнительного образования
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации .
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В образовательном плане гимназии направлениями дополнительного образования являются: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно - познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Из концепции воспитательной системы МАОУ СОШ №153 . Основная цель школы: содействие развитию личности как человека культуры, обладающей субъектностью, способной на творчество, духовное саморазвитие и самоопределение, готовой к диалогу и сотрудничеству в мире социума и культуры.
Задачи:
1.выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого субъекта, реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;
2.развитие потребности в ценностно-смысловом самоопределении в различных сферах жизнедеятельности и общения; приобщение к системе культурных
3.ценностей, отражающих богатство культуры своего народа, общечеловеческой культуры;
4.формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их
дальнейшем обогащении;
5.развитие стремления и способности к самоопределению, самопознанию,
самореализации и самоутверждению;
6.формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе и человеке;
7.формирование потребности и готовности вступать в диалог и сотрудничество в мире социума и культуры.
Воспитание направлено на овладение ребенком совокупностью социально-культурных компетенций, которые составляю базовую культуру личности:
- культура жизненного самоопределения - это осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки;
- интеллектуальная культура личности - знания и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием;
- нравственная культура личности - формирование отношения к Родине, к общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической марали, культуры общения, способности к их совершенствованию;
- гражданская культура личности - формирование уважения к закону и нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социально-политической ответственности, культуры межнациональных отношений;
- культура труда и экономическая культура личности - формирования
ответственного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков,
экономического сознания и знаний, умений и навыков экономического
взаимодействия;
- экологическая культура - развитие экологического сознания, ответственного отношения к окружающей среде;
- эстетическая культура личности - развитие способности к пониманию культуры своего народа и принятия культуры других народов, развитие творческих способностей и формирование потребности в культурных и духовных ценностей;
- физическая культура личности - формирования ответственного отношения к своему здоровью и потребности к физическому самосовершенствованию.
Данные компоненты культуры составляют содержание модели выпускника школы.
Основные направления деятельности:
1.Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой мышления, способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях. Развитие системы дополнительного образования и досуговой деятельности детей как особой сферы жизни учащихся.
3.Развитие школьного и ученического самоуправления.
4.Приобщение детей к традициям народной отечественной и мировой культуре, через формирование и укрепление лучших школьных воспитательных традиций в социо-культурном пространстве микрорайона и города.
5.Формирование здоровьесберегающей среды и активизация спортивно-массовой работы в школе.
6.Сохранение и развитие системы эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся.
7.Организация социально-психологической и педагогической деятельности по профилактике и коррекции социальной дезадаптации ребенка в социуме.
8.Организация социального взаимодействия семьи и школы по содействию в развитии личности ребенка как человека культуры.
9.Создание условий для повышения квалификации классного руководителя, его
профессионального роста.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Модель внеурочной деятельности базируется на уже накопленном педагогическом опыте. Именно наличие методического и дидактического фундаментов даёт право говорить о формировании в учреждении целостного системного подхода к воспитательному процессу, а на данном этапе и о создании модели.
Особенностью школы является наличие сети дополнительного образования (ДО) в учреждении. Центру дополнительного образования ОУ восемнадцать лет. ДО в общеобразовательной школе отличает прикладная направленность деятельности, потому что в основе выбора направленности коллективов, программы действий, ожидаемых результатов лежит в первую очередь заказ воспитательной системы школы. На наш взгляд, такая интегративная (сетевая) форма организации деятельности в общеобразовательном учреждении - одна из самых продуктивных и перспективных. Ведь именно в работе коллективов ДО образуются качественные команды лидеров - организаторов УСУ «Ученическое братство», которые формируются не только по принципу принадлежности к классу, а по специфике общей коллективной деятельности, ответственности друг за друга. В ДО существует и возможность выбора деятельности. Научиться сделать выбор – очень важно для личности с социуме. Пусть это пока выбор творчества, но затем эти навыки пригодятся в решении коллективных задач. Цент Дополнительного образования в школе формируется так, чтобы его задачи совпадали с основными направлениями деятельности школы.
По опыту собственной работы внедрения инновационных педагогических технологий воспитания в условиях общеобразовательной школы, мы можем объективно судить о тех затруднениях, которые встретит на своём пути педагогический и детский коллектив.
Поэтому мы можем говорить о достаточном в ОУ ресурсном обеспечении: кадровые, материально-технические, организация занятий в отжельных учебных аудиториях, не зависимых от режима занятий ОУ.
Принципы организации ВУД в ОУ:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
- опора на ценности воспитательной системы ОУ;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Апробируется 3 способа организации ВУД:
1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами ДО (70% основной нагрузки);
2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы; экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города. Данная работа включена в план деятельности ученического самоуправления «Ученическое братство» (20 % основной нагрузки).
3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (10 % основной нагрузки).
Занятия в коллективах ДО проходит в обычном рабочем режиме согласно Положению об организации воспитательного процесса в ОУ и расписанию работы коллективов ДО. Деятельность ДО строится в соответствии с Программой развития системы ДО.
По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. При этом в период перехода на новый норматив подушевого финансирования сводятся к минимуму затраты на выплату заработной платы педагогам.