Уважаемые родители!
Информируем Вас о том, что с 16 сентября по 14 октября 2024 года во исполнение приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 18.03.2023 № 01/636 «Об организации и проведении социально- психологического тестирования в образовательных организациях в 2024/2025 учебном году» проводится обязательное единовременное социально-психологическое тестирование по Единой методике СПТ.
Участники: обучающиеся 7-11 классов, достигшие возраста 13 лет.
Цель: исследование ориентировано на выявление отношения подростка к своей жизни, переживанию трудностей, разногласий с другими людьми и жизненных неприятностей, а также их преодолению. Тем самым позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. С помощью тестирования так же оценивается вероятность вовлечения подростков в рискованное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на них.
ВАЖНО!
Форма проведения тестирования: онлайн анкетирование.
Оно проходит каждый год во всех образовательных организациях для детей от 13 лет.
СПТ носит, прежде всего профилактический характер. Его задача выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска для проявления рискового поведения.
Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) разработана Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Методика показала свою эффективность и универсальность.
Факторы риска могут показать наличие следующих проблем и их возможные последствия:
- Плохая приспосабливаемость, зависимость
Чем опасно: например, ради одобрения авторитетами ребёнок может присоединиться к травле другого.
- Потребность во внимании группы
Чем опасно: например, для того, чтобы ребёнка приняли в определённую компанию, он может начать курить, потому что там все курят.
- Импульсивность
Чем опасно: например, подросток, чувствуя раздражение, срывается на вербальную (а возможно, и физическую) агрессию по отношению к однокласснику, или даже к учителю, родителю.
- Принятие асоциальных установок
Чем опасно: например, убеждённость в том, что врать – нормально, можно прогуливать школу и т.п. Эти установки могут укорениться и определять поведение ребёнка.
- Стремление к риску (опасности)
Чем опасно: например, желание прокатиться не внутри транспорта, а снаружи, зацепившись за поручень и др. Или любые другие действия «для острых ощущений», влекущие за собой травмы или даже летальные исходы.
- Тревожность
Чем опасно: например, ухудшение психологического и физического самочувствия, потеря мотивации, самоповреждение, и т.д.
- Фрустрированность (острое переживание неудачи, представление, что ситуация неразрешима)
Чем опасно: разные негативные последствия, аналогичные тем, которые могут возникать в случае повышенной тревожности
- Склонность к делинквентности (правонарушениям)
Чем опасно: вероятность совершения преступлений повышается в разы.
Факторы защиты, в свою очередь, показывают, как ребёнок умеет противостоять трудностям, негативному влиянию окружающей среды; каковы его сильные стороны, где он черпает ресурсы, как реагирует на стресс. Если факторы защиты не сформированы или сформированы недостаточно, то это может привести к отрицательным последствиям:
- Принятие родителями
Чем опасно: например, ребёнок может скрывать от родных и близких свои проблемы.
- Принятие одноклассниками
Чем опасно: например, ребёнок может стать объектом травли.
- Социальная активность
Чем опасно: например, снижение количества социальных контактов, нежелание общаться с окружающими людьми.
- Самоконтроль поведения
Чем опасно: например, иногда ребёнок может излишне резко реагировать на внешние трудности.
- Самоэффективность
Чем опасно: например, при столкновении с трудностями, может отказаться от дальнейшего их достижения.
- Адаптированность к нормам
Чем опасно: например, может перебежать дорогу на красный свет светофора, причинить вред другому человеку.
- Фрустрационная устойчивость
Чем опасно: например, если хочется прогулять школу, то ребёнок делает это, нет задумываясь о последствиях.
- Дружелюбие, открытость
Чем опасно: например, ребёнок может постоянно вступать в конфликты, агрессивно реагировать на всех, кто с ним не согласен. *
Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для понимания обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительности одного урока. Задача обучающегося - внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчет осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки.
Да, по итогам тестирования ребёнок действительно может попасть в так называемую «группу риска» в том случае, если факторы риска сильно выражены. Но эта информация является строго конфиденциальной.
Внимание: доступ к результатам тестирования Вашего ребёнка есть только у одного специалиста: педагога-психолога.
Характер тестирования анонимный. Каждому ребёнку присваивается индивидуальный код, который сличить с фамилией может только педагог-психолог. Делиться индивидуальными результатами и информацией о них педагог-психолог не имеет права ни с кем: ни с классным руководителем, ни с директором, ни с кем-либо ещё. Только с ребёнком и его родителями (законными представителями). Исключение составляют лишь случаи, когда ребёнку грозит опасность.
Для родителей социально-психологическое тестирование – это, в первую очередь, дополнительный инструмент познания своего ребёнка. Это возможность своевременно выявить и среагировать на, иногда ещё не видимые глазу и не осознанные самим ребёнком и родителями, формы рискового поведения – а самое главное, вовремя ему помочь.
Согласие на участие ребенка в тестировании - это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.